Низовая инициатива 17

К началу новой переписи в РФ в медиа напоминают сравнительные данные первого подсчета населения 1897 г., по которым ясно видна «Россия, которую мы потеряли». 86,6% сельского населения, 13,4% - горожане, грамотность (т.е. умение читать и писать, начальное образование) – 21,1%. Эти цифры показывают совершенно отсталую аграрную страну, которую не могли спасти отдельные добрые баре или декоративные реформы сверху. 

Необходима была социальная революция, как переход к демократии участия, массовому общественному и производственному самоуправлению, а значит, и освоению соответствующих знаний, породивших энтузиазм первых пятилеток. И здесь следует отметить, что реальная революция 1917 г. (не путать с «Кратким курсом ВКП/б») произошла достаточно бескровно, - через социализацию земли в деревне и рабочий контроль в городах, ее в течение всего года целенаправленно вели широкие трудящиеся массы. А политический переворот в Петрограде стал лишь заключительным ударом по буржуазной форме правления, экономически обессиленной этим широким низовым движением. 

Поэтому, когда буржуазная историография в России, тем более, в нынешней право-реакционной Украине, пытается представить социальную революцию, как коварный план большевиков или даже более широкой коалиции большевиков, левых эсеров и анархистов, она подрабатывает придворной пропагандой. Никакие парткомы, находившиеся в зачаточном состоянии после разгрома в период реакции 1910-х гг. практически не могли руководить столь широким и повсеместным движением трудовых масс. В разных регионах разные политические организации могли помогать агитацией и технологиями. Но экономическую власть в стране брали не они, а трудовые руки непосредственных производителей, объединенных в профсоюзы, фабзавкомы, коммуны. 

Все, кто подробно изучал социальный и производственный переворот 1917 г., знают об этом. И хоть, в итоге, большевикам, как самой организованной партии, удалось подавить всех своих левых конкурентов и загнать это низовое движение в свое государственно-партийное русло, им хватило ума его не подавлять, а направить в энтузиазм строительства будущего, обещая реализацию лозунгов Октября о свободе и самоуправлении чуть позже, по мере создания условий, но не смея от них отказаться. 

Из этой истории напрашивается простой и ясный урок, что сословное общество всегда будет отсталым, а передовым его способно сделать только массовое участие с опорой на низовую инициативу. В этом и есть глубинный смысл социальной революции, а не в поисках какого-то вождя или самого красного чиновника, который создаст для вас лучшую жизнь.

назад
Любое полное или частичное использование материалов допускается только при прямой ссылке на первоисточник