В этом году преддверие 9 мая отметилось в Украине особым всплеском реваншистских настроений, как в среде прорежимной публики, так и на уровне государства, старающегося выхолостить День Победы запретом на его визуальные символы, прикрывая это декоммунизацией. А в информационном пространстве снова пытаются притянуть за уши идентичность гитлеровского и сталинского режимов.

Последствия таких манипуляций я испытал на собственной шкуре. В прошлом году, в День освобождения Одессы 10 апреля мы подверглись нападению ультраправых молодчиков ВО «Свобода». Перед чем у нас была короткая словесная перепалка, где они делали акцент на вопросе, чья это победа. Мол, какая разница, если диктатуру Гитлера сменила диктатура Сталина, то есть диктаторский режим остался.

Безусловно, у обоих диктатур были схожие репрессивные методы. И я никогда не отрицал этого факта, тем более, не поддерживал сталинские репрессии, которые похоронили наших предшественников, - анархическое движение в СССР. Но все же надо соизмерять степень опасности этих режимов. Уровень бесчеловечности гитлеровской государственной машины, как и ее преступлений, был на порядок выше, - она целенаправленно уничтожала целые народы. Это признавали не только в СССР, но и западные союзники, объединившиеся со Сталиным против Гитлера, а не наоборот.
Понимание разницы нацизма и сталинизма лежит в социально-экономической плоскости.

Идеи освобожденного труда, социального равенства, всенародного образования и медицины, солидарности и интернационализма, заложенные в основу советской системы, конечно, были демагогически извращены в период строительства однопартийного государства, а потом и культа личности Сталина. Но сами эти ценности сомнениям не подвергались. Напротив, последние восстания на излете гражданской войны, вроде Кронштадта, а также подпольные движения и оппозиция внутри компартии в течение 1920-х – начала 1930 гг. настаивали на очистке системы от диктата и злоупотреблений, возвращения ее к идеалам социальной революции.

И совершенно иную природу имела диктатура Гитлера. Уже на примере итальянского фашизма 1920-х гг. исследователи отмечали, что ультраправые идеологии обслуживают интересы крупного капитала, его стремления к монополизации и сверхэксплуатации общества путем перевода экономики на военные рельсы. Германия же после поражения в Первой Мировой войне наиболее остро испытала на себе последствия мирового кризиса капитализма 1929-33 гг.

Условия Версальского мира привели германский капитал к потере ресурсов и колоний. Огромные репарации разоряли местную экономику, для восстановления которой Веймарская республика брала крупные займы. Кризис углубился в 1931 г., когда кредиторам надо было платить по займам, что привело к краху ряда больших банков и компаний. В сложившемся положении национальный капитал стремился возместить свои убытки путем тотальной эксплуатации трудящихся Германии, искать выход в милитаризации и захвате новых территорий. Все эти цели идеологически обеспечивала нацистская партия, которую содержали олигархи тяжелой индустрии.

Соответственно, наши деды во Вторую Мировую войну, хоть и кричали под действием пропаганды «За Родину! За Сталина!», но по сути своей боролись против самой бесчеловечной формы диктатуры крупного капитала, которая не то, чтобы уничтожала любые ростки социального освобождения, мыло из людей делала.

Поэтому и анархисты по всей Европе, одинаково пострадавшие от гитлеровского и сталинского режимов, боролись в партизанских отрядах, подполье и войсках союзников против нацизма. А вместе с нацизмом против антигитлеровской коалиции, - никогда. Поэтому 9 мая, безусловно, и мой праздник, - День Победы над самой страшной формой правой реакции на пути к полному освобождению трудящихся всего мира. Причем, это не книжное прошлое, - сегодня он опять актуален.

Что предшествовало нынешнему всплеску ультраправой идеологии в Украине? Мы также пережили экономические последствия поражения в Холодной войне. Становление национального капитала сопровождалось неуклонным разграблением ресурсов страны при несравненно медленном росте производства. Как следствие, ресурсов стало катастрофически не хватать и понадобилась военная мобилизация общества в интересах крупного капитала. Все последующие события, - майдан, война, обесценивание рабсилы, ограбление тарифами и инфляцией, подавление несогласных, - всего лишь технологии достижения этой цели.
 
И пусть вас не обманывает демократическая риторика режима. В Рейхе тоже процветала антикапиталистическая пропаганда при построении жесткого государственно-монополистического капитализма.

Разумеется, современный капитал учел уроки поражения нацизма и строит свою диктатуру в Украине без особо показательных и массовых зверств. Но то, что он снова прибегает к обслуживанию ультраправой идеологией, пусть и в более мягкой форме, говорит о базовых характеристиках такого типа режимов, стремящихся к удушению прав и свобод, тотальному ограблению и подчинению подвластного населения. А раз происходит кризис национального капитала, - он черпает поддержку в капитале транснациональном. Отсюда оккупация Украины западными корпорациями под благовидной вывеской евроинтеграции.

Таким образом, День Победы прямо здесь и сейчас напоминает, к чему может привести неограниченный олигархический диктат, если мы его не остановим. А то, что майданный режим в Украине пытается нивелировать значение этого праздника и даже выставить его героями пособников нацизма, ясно дает понять, что при нем нас ждет не демократизация, а наращивание правой реакции с эскалацией бесправия.

Люди, будьте бдительны!
назад