(правоанархическая альтернатива)
Июнь 2003 г. выдался настолько горячим месяцем для «Союза анархистов Украины», что нами осталось практически незамеченным такое важное событие, как саммит «большой восьмёрки» (G8) в Эвиане.

Между тем, нам есть что сказать, как по поводу G8, так по поводу оппонирующим им антиглобалистов, а, главное, по изменению отношений между глобалистами и антиглобалистами.

Управляемый протест 
Саммит проходил во французском курортном городке Эвиане на границе со Швейцарией. Однако граница к французским Альпам была наглухо закрыта и основные протесты антиглобалистов провоходили в Женеве. Перед саммитом G8 перепуганная нашествием Женева закрыла все макдональдсы, ювелирные лавки и финансовые учреждения. Витрины магазинов забивали досками под предлогом ремонта. А городские власти посоветовали жителям уехать из города. Для охраны саммита было свезено 15 тыс. французских, швейцарских и немецких полицейских и военных. Район встречи оцеплен по 10-километровому периметру. В больницах введён план катастроф «Осирис».

Однако, организатор антиглобалистских акций – «Социальный форум Женевского озера» - в первую очередь готовил не уличные протесты, а альтернативный саммит, показывающий, что антиглобалисты «выступают не против процесса глобализации как такового, а за то, чтобы этот процесс носил более гуманный характер и учитывал реальные потребности большинства населения планеты» (www.strana.ru, 27.05.03). Альтернативный саммит в г. Анемас должен был дать свои ответы на те же вопросы, что рассматривались G8 в Эвиане. 1 июня на демонстрацию протеста против эвианского саммита в Женеве вышли 20 тыс. антиглобалистов. Чтобы блокировать продвижение участников саммита из женевского аэропорта в Эвиан они с самого утра перекрыли мосты через р. Рону. Блокада дорог к Эвиану символизировала отчуждённость лидеров «восьмёрки» от остального мира.

Одним из лозунгов акции даже было: «Объявляем войну "большой восьмерке"!». Тем не менее, столкновение 300 радикальных демонстрантов с полицией в Лозанне вызвало осуждение антиглобалистских организаций – организаторов марша и объявлено грубой провокацией. Лидеры антиглобалистов заявили, что «98% из демонстрантов – мирные люди, противники насилия… полиция должна следить за порядком, но не обвинять всех в экстремизме из-за кучки хулиганов» (www.dni.ru, 01.06.03). То же отметил и президент Франции Ж. Ширак, разграничив хулиганов, устроивших погромы в Лозанне и Женеве и собственно антиглобалистов: погромы – дело рук «не альтерглобалистов, а банд хулиганов, которые прибыли не для того, чтобы высказаться по поводу будущего глобализации, а для того, чтобы громить» (www.podrobnosti.com.ua, 03.06.03).

Итак, налицо качественные изменения в подходах глобального сопротивления, всё больше переходящего на позиции конструктивной оппозиции. И, если основа этого планетарного движения все-таки не анти- , а альтер-глобализм, рассматривающий альтернативные пути глобализации, какую из альтернатив нынешней форме глобализации можем предложить мы, правые анархисты? Для ответа на этот вопрос надо сначала обрисовать наш взгляд на роль G8 в процессах современной глобализации.

Глобальный сговор 
Главными двигателями глобализации сегодня являются не экономические теоретики или менеджмент ТНК, а правительства «большой семёрки» (+ взятая из-за размеров Россия = «G8»), то есть сильнейшие государства. Разумеется, многие ТНК срослись с государственными машинами посредством лоббирования и коррупции. Крупный капитал пользуется государством, как инструментом агрессии на чужие рынки, давления на другие режимы. Но именно государства (в первую очередь США), а не ТНК реально продвигают авторитарную форму глобализации в первую очередь в собственных (государственных) интересах. Именно они (а не экономические структуры) являются пайщиками МВФ, ВБ и ВТО, их руководителями, виновниками их ошибок и заказчиками их диктата.

Современная «авторитарная глобализация» - не естественное развитие экономики, а политический диктат семёрки сильнейших государств. Как отмечала International Herald Tribune (04.07.2000г.), «Опыт последних пяти лет, - не был результатом действия объективных сил, вырастающих из природы самой экономики. Или неумолимых технологических сил. Это результат сознательного политического выбора, сделанного правительствами [стран] с развитой экономикой – главным образом, правительством США, - действующих с благими намерениями, но и в соответствии с тем, что они считают своими национальными интересами и особыми интересами их влиятельных политических клиентур в финансовых и корпоративных сообществах» (цит. по www.russianglobalclub.com).

Такая глобализация не сглаживает, а лишь обостряет международные противоречия, служит глобальной неустойчивости и является главной причиной восстания масс, - как левацкого, так и национал-антиглобализма. Но, самонадеянно опираясь на свою военную мощь, отцы проекта «авторитарная глобализация» забывают, что главная угроза для богатых – это не террористы или страны-изгои, а возрастающее количество бедных, увеличение имущественного разрыва между богатыми и бедными. Чем больший будет этот разрыв, тем выше будет подниматься волна анархии неимущих – неудержимой и невменяемой. Потому что радикальная эксплуатация всегда заканчивается радикальной же революцией. Неолиберализм беспомощен перед этой угрозой и способен держаться лишь на штыках G8. Но её может устранить устойчивое развитие.

Наша альтернатива 
И левацкие радикалы и корпоративные СМИ выпячивают на первый план антикапиталистическую суть движения антиглобалистов, игнорируя взгляды умеренной части движения, составляющей его большинство. Но именно борьба с глобализирующимся капитализмом уводит антиглобалистов от реального виновника всех бед «авторитарной глобализации». Не с тем боремся. Во всяком случае, не в той последовательности. Глобальная проблема человечества не капитал, а государство. Первоочередной задачей альтернативной гуманистической глобализации должна быть не борьба с богатыми, а борьба с бедностью. И именно глобализация в условиях целенаправленного упразднения институтов государства может справиться с этой задачей.

Мы выводим за рамки данной статьи вопросы противодействия крупным экономическим структурам и ограничиваемся только государством. Всё равно идёт урезание суверенитетов и прав государств. Но исходит оно от сильнейших правительств (в первую очередь G8)в сторону всех прочих. А мы предлагаем сделать это ограничение правилом без исключений, вплоть до полного упразднения. Таким образом, налицо два условия правоанархической глобализации. Она должна вестись в условиях безгосударственного бытия, а, следовательно, без государственного протекционизма (продвижения аспектов глобализации, выгодных государствам) и насильственного перераспределения.

Может ли так быть? Профессор Института Востоковедения РАН О. Маляров утверждает, что концепция глобализации, как процесса отмирания национальных государств «составляющая одну из основ неоколониализма, обрекает слаборазвитые страны на увековечивание их отсталости» (www.budgetrf.ru). Мы же напротив, считаем упразднение государства концом всякого колониализма. Постепенно упраздняем границы государств и происходит массовая миграция рабочей силы, что кардинально сокращает разрыв в доходах между населением развитых стран и периферии. Убираем государственные границы, и исчезает колониализм. Колонизировать имеет смысл лишь закрытые, огороженные границами территории с дешевой рабсилой, лишенной возможности мигрировать. Но бессмысленно колонизировать открытые территории, когда их население в любой момент может уехать в развитые страны.

Крупный капитал использует государство как инструмент? Необходимо лишить капитал этого опасного инструмента неконкурентной борьбы. Устраняя государственные институты, альтерглобализм способен устранять такие уродливые формы капитализма, как монополизм и коррупция. Некого будет подкупать капиталистам для создания внеэкономической конкуренции. Будут действовать лишь неполитические экономические законы. Некому будет выдавать ТНК монополии, и охранять это их право. Единственной монополией станет передовая технология. Но монополией краткосрочной, толкающей конкурентов на изобретение более новых технологий, а, значит, являющейся двигателем прогресса.

Не сдерживаемые государственными границами, блага глобализации более равномерно распространяться по всей планете. Постепенно начнут сглаживаться полюсы (метрополии) экономического развития. Страны и, главное, люди первого-третьего сорта по территориально-экономическому признаку могут существовать лишь в рамках государственнического пути глобализации. Как только государства и их границы исчезают, почти единственным критерием сорта людей становятся их способности. Но так происходит в любом реальном социуме. По мере исчезновения границ, глобальная конкуренция и отсутствие государственных податей на информацию и образование заставят их падать в цене. Образование как бизнес, станет распространяться на открытые территории. Станет больше образованных и, следовательно, достаточных людей. А те или иные культурные традиции и достижения перестанут быть объектами манипуляций в руках политиков и обретут свою реальную цену. Выживут, если кому-то они дороги, или погибнут, если стали атавизмом.

Ни одна из глобализационных организаций (ВТО, ВБ, МВФ) не может игнорировать влияние «большой восьмёрки». Именно этот координационный орган сильнейших государств и придаёт глобализации её жестко этатический облик: монополии для своих корпораций, политика экономического колониализма и, в то же время, ограничения миграции. Именно этот орган наиболее красноречиво говорит, что не будет государств, - не будет монополий, не будет границ, - будет глобальная миграция рабочей силы, которая естественным образом уравновесит большую часть доходов в мире, лучше сможет бороться с бедностью эффективнее, чем любое государство и без всякой перераспределительной системы социализма. Но, разумеется, подобный процесс не терпит суеты. Обвал границ повлечёт обвал экономики. Всё требует эволюционного подхода.

Мы описали лишь малую, лежащую на поверхности, часть плюсов правоанархической альтернативы. Останется ли после всех этих изменений у альтерглобалистов прежнее желание “разобраться” с богатыми, - придётся решать уже другим людям безусловно преображенного и более справедливого мира.

 

назад