Создан:
25 Августа 2007
Опубликован:
25 Августа 2007
Раздел:
постижение анархии -
теория
(как фактор политического выбора)
Отдых показательнее работы (во всяком случае, нетворческой) говорит о нашем отношении к окружающим и социуму в целом. Это наиболее свободная часть нашей жизни.
Если в труде мы неизбежно загнаны в вынужденные рамки его организации, то досуг указывает на наше видение свободы, что характерно называется «свободным временем». Для людей безработных или имеющих нелюбимую работу эта свобода вообще является смыслом жизни. Поэтому из того, как мы проводим свободное время, можно делать далеко идущие выводы о нашем обществе и перспективах его развития. В этом смысле наиболее показателен общественный пляж в разгар сезона. Его экологическая и социальная среда может сказать о понимании обычными гражданами свободы много больше, чем исследования маститых социологов.
Свобода гадить Как известно, с 1991 г. под флагом демократизации в нашей стране произошла дикая антигуманная приватизация строго по большевистскому принципу «грабь награбленное». Все остальные приметы этого «демократического процесса» были ее декорацией, наполненной реальным содержанием лишь в той или иной незначительной мере. Понятие свободы в процессе этой лжи извратилось до вседозволенности, безнаказанности и породило тотальное хамство, если не в общении, то в отношении к окружающей среде. Особенно заметно это коснулось обывателя, не сумевшего реализовать «свободу» в процессе накопления капитала и огораживания себя высокими заборами частной собственности. Он начал загаживать своей «свободой» остатки собственности общественной. Отдых в сознании украинского обывателя ассоциируется не с комфортом и чистотой, а с самоутверждением.
Только, если в советское время это желание иллюстрировалось упражнениями на турниках, располагавшихся на многих пляжах, теперь его заменила традиция мусорить прямо под себя. Шелуха от семечек, обертки от мороженного, окурки, пачки от сигарет, головы креветок, огрызки фруктов, всевозможные кульки и бутылки, - вот перечень лишь наиболее распространенных отходов отдыха, на которых, собственно, и отдыхают обитатели общественных пляжей. «Веселое» зрелище представляет собой пляж после шторма: по кромке, куда доставал прибой, густая полоса сигаретных окурков. Со второй половины лета начали закапывать в песок кочаны кукурузы и арбузные корки. Все это разлагается на солнце и воняет. Мусор привлекает тучи мошкары, облепляющей тела отдыхающих. Это нервирует, не дает расслабиться. На песке только не ходят под себя, но активно испражняются в море и затем плавают в своей и чужой моче. Настоящая уринотерапия.
А ещё обитатели общественных пляжей громко матерятся, визжат. То есть проявляют неограниченную свободу в хамском понимании этого слова. И даже бахвалиться ею. У обитателей пляжа своя стадная логика. Если кто-то пришел и гадит под себя отбросами, а мне потом на этом лежать, - чем я хуже? Я тоже буду гадить, чтобы на этом лежали другие. В воскресенье после обеда, когда пляж забит под завязку, без отвращения невозможно смотреть на эту сплошную плюющуюся массу. Больше других гадят под себя подростки, - то первое независимое поколение Украины, которое родилось после развала СССР, и которым наперебой гордились политики в недавно прошедший день независимости 24 августа. Оставим какой-то процент на возрастной комплекс неполноценности. Но такая, воспитанная «независимой средой» традиция входит в привычку и становится образцом для подражания. Так же себя ведут молодые мамы, подавая пример следующему, еще более «свободному» поколению украинцев.
Ну, да ещё можно было бы найти хоть какое-то объяснение подобному поведению, если бы подобные хамы меняли место отдыха, каждый раз мигрируя на другой пляж или хотя бы в другую часть пляжа. Но ничуть не бывало. У каждого из них есть своё натоптанное и обгаженное место. Минимальные в процентном отношении случаи выноса с пляжа собственного мусора не влияют на печальные обобщения. Как нельзя вычленить из числа местных и приезжих некую отдельную чистоплотную группу. Нечистоплотность становится стилем общественного поведения. Кто-то увидит в этом рядовую бытовуху. А, по-моему, каждое лето пляж становится экзаменом украинскому обществу на получение аттестата зрелости к лучшей жизни. И пока мы этот экзамен безнадежно проваливаем.
Желание «твердой руки» Эксперты утверждают, что народы, не умеющие эффективно отдыхать, в результате исчерпывают свои физические и духовные ресурсы, обессиливают, вырождаются [1] и растворяются в других человеческих сообществах. Думаю, аналогичный диагноз применим и к различным политическим группам. Таким образом, отдых не меньше труда определяет судьбу того или иного общества. Пляж вместе с водными процедурами должен выполнять рекреационную функцию физической и психической реабилитации, снятия раздражения, расслабления нервной системы. На горах материального мусора при звуковых раздражителях громкой музыки и мата это возможно? В результате человек не отдыхает, а зачастую только увеличивает эмоциональное напряжение, что неизбежно сказывается на общественной атмосфере и организации социума.
Именно от экологии, которую допускают люди вокруг себя, напрямую зависит и «экология» социальных отношений. Если гражданин считает допустимым закапывать мусор в песок, на котором будут лежать другие и он сам, он спокойно допускает грязь и нечистоплотность в обществе: обман, воровство, принуждение. И соглашается на «право сильного», как цементирующий раствор социума. Ведь сознательно делая пакость, он уверен, что не даст себя в обиду, даже, если кто-то вынесет справедливое замечание. Грязный общественный пляж – это одновременно и показатель социального равнодушия – потому что замечаний-то этих давно никто не делает. Это социальная нечистоплотность и неприхотливость. Человек, согласный молча лежать в мусоре, так же терпит и авторитаризм и беззаконие. От молчаливого потакания окружающих на пляже и далее везде, социум и терпит загрязненные реки, дымящие заводы и, как следствие, изменения климата, принесшее в Украину этим летом невиданную жару. Грязь в среде, грязь в душе, грязь в общественных установках.
Многое становится понятным в специфике подобного поведения, когда вспоминаешь германских варваров, испражнявшихся на алтари римских храмов или «тысячелетнего хама», едва освобожденного Октябрьской революцией, который курил и плевался семечками в театрах, для которого не сорить или убирать за собой мусор было «интеллигентскими штучками», «буржуазными предрассудками» недостойными по-настоящему свободного человека. Характерно, что и во время оранжевых событий 2004 г. культурным образом освобождения были «Дикие танцы» Русланы. Свобода в них синоним дикости. Как известно, советского постреволюционного хама приучила к чистоплотности не агитация и культурное воспитание, а сталинская диктатура и угроза ГУЛАГа. Будем надеяться, что нас такое «окультуривание» не постигнет. Хотя психологическая реакция на пляжные раздражители свидетельствует об обратном.
У части людей с низким уровнем достатка (среднего и старшего поколения), в основном пенсионеров, которые не позволяют себе подобного скотства, но которые вынуждены «отдыхать» на чужих объедках, эта среда вырабатывает хоть и молчаливое, но стойкое возмущение. И, как следствие, желание «твердой руки», которая наведет порядок и на пляжах, и в обществе. Такая, закономерная реакция наполняет новым смыслом известную фразу из старого советского фильма: «чем больше у нас свободы, тем больше нам хочется СС». Реакция эта и может вести к авторитаризму, коль скоро именно пенсионеры являются наиболее дисциплинированными избирателями. Правда, к плановым парламентским выборам, проходящим в марте, этот негатив забывается. Но, вот, на внеочередных 2007 г. сентябрьских выборах, он вполне может сказаться.
Какой бы свободолюбивой не была молодежь, именно ее извращенное проявление свободы может привести к урезанию социальной свободы в обществе. Свобода гадить – это прямая конфискация свободы окружающих. Такая свобода ведет к абсолютному рабству. Уважительное отношение к другим личностям дает общую свободу, неуважительное – принуждение и по факту отношения (принуждение жить в грязи) и как результат такого отношения (желание «твердой руки»). Но самое поразительное, что из возмущения пенсионеров и малообеспеченных грязью на пляжах не следует воспитание ими собственных детей и внуков правилам социального уважения. Ведь это их же чада загаживают пляж. Иначе, где они отдыхают, на каком-то другом общественном пляже, где остается чистота? Таких пляжей нет.
Чистая анархия Наверное, непривычно для публики слышать о здоровом отдыхе от анархиста, старый образ которого больше ассоциируется с вечно пьяным матросом, а новый, - с нарочито «грязным» панком. Но образ этот – явление того же порядка, что и миф о беспорядке и хаосе анархии – смесь целенаправленной государственной дискредитации и вульгарного понимания смысла нашего движения анархиствующими фрондерами. К тому же, в панках мы имеем дело с особым проявлением народного анархизма и смеховой культуры. Это идущая от юродивых, традиция своим грязным и оборванным видом служить укором несправедливому порочному миру [2]. На самом деле, гуманистические установки анархизма не реализуемы без бережного отношения к согражданам и окружающей природе.
Согласно Прудону, гуманность без справедливости невозможна [3]. А по Кропоткину, из понятия справедливости неизбежно вытекает равноправие [4]. Без равноправия невозможно построение свободного общества. Следовательно, в нашем случае, отказ ближнему в праве на свободный отдых есть отказ обществу в свободе. Политическая демократия опирается на формальную, законодательную фиксацию прав и свобод. Именно поэтому в ней столь часты нарушения, если контролирующие службы тебя не поймали, а свидетели трусливо молчат. Сцепкой анархического общества является внутренний настрой граждан на солидарность и взаимопомощь. Гражданские свободы и права человека в анархизме основываются на взаимном доверии и уважении к ближнему, без которых невозможно строить анархическое самоуправление.
Что касается окружающей среды, то именно Кропоткин впервые указал на развитие человеческого общества, как естественное продолжение природной эволюции и выводил начала людской морали из принципа взаимопомощи в животных сообществах. Поэтому Кропоткина считает своим вдохновителем одна из новых социально-экологических дисциплин, - глубинная экология [5] (экософия). Эта наука указывает на непосредственную связь между угнетением человека человеком и угнетением человеком природы [6]. Она утверждает, что основные проблемы экологии невозможно решить в социалистическом или капиталистическом обществе [7] и предлагает бороться не со следствиями в виде экологических нарушений, а с их первопричиной, - требует устранения социального порядка к ним приводящего. Общественно-политическим проявлением такого мировоззрения является радикальное движение эко-анархизм (социальная экология) М. Букчина, требующий упразднения государства, которое санкционирует и охраняет порочный порядок уничтожения природы.
Не являясь по мировоззрению эко-анархистом, я считаю, что любой анархист в своей деятельности должен исходить из взглядов созвучных данной концепции, видя самое начало анархических преобразований не в отказе от политических и технократических тенденций цивилизации, а в личной экологической дисциплинированности и этико-экологическом отношении к согражданину, способствующем солидарному построению свободного общества. Каким бы не виделось будущее свободное общество анархистам того или иного течения, - коммунистическим, свободно-рыночным, смешанным, - его создание невозможно без очищения отношений и помыслов. Достижение будущей «жизни по совести» невозможно через бессовестное отношение к окружающим тебя людям, насколько бы сильно они сейчас не заблуждались и морально и политически. Отдых практикующего анархиста, создателя анархического общества несовместим ни с возбуждением отвращения у окружающих, тех обычных людей, с которыми ему и строить анархию, ни с отравлением собственного здоровья. Если анархизм зиждется на взаимоуважении свободы между индивидами, то и свободы отдыха, как одной из важнейших составляющих развития общества.
Опять же, титанические усилия по перестройке общества на принципах анархии требуют от анархиста постоянного напряжения физических и духовных сил, а, значит, их эффективного восполнения. Аморальный разнузданный тип не способен ни на какое анархическое самоуправление, непосредственно опирающееся на уважение к нему сограждан. Перед нами все та же разница между анархией, как высоко этическим учением и «анархией», как свободой гадить под себя. Кроме того, обратной стороной употребления всевозможных радующих допингов является похмельная депрессия. А депрессивное общество по определению не может стать свободным. Поэтому смысловой ряд «чистой анархии» для нас прост. Анархист есть наиболее независимый и самостоятельный индивид. Алкоголь, табак, наркотики, - виды зависимости. Анархист должен стремиться к освобождению от этих видов зависимости, так же, как от власти.
12–25 августа 2007 г.
[1] Мирошниченко Н.П. Новейшая история Украины (1991 - 2001) или вторая попытка создания национальной государственности // http://www.ostro.org/book/ch2-18.php
[2] подр: Азаров В. Пересмешник-Освободитель // http://www.azarov.net
[3] Прудон П.Ж. Что такое собственность? М. 1998., с.171
[4] Кропоткин П.А. Этика. М. 1991., с.274
[5] Маркин В.А. Кропоткин и природа // http://www.history.dux.ru/tk4-04.htm
[6] Кнэхт Н.П. Идеология и практика леворадикального движения как проекция постмодернизма // http://www.situation.ru/app/j_art_1081.htm
[7] Наэсс А., Сессинс Д. Платформа глубинной экологии // http://ecoforum2.narod.ru/hem21/digest2.htm