Полный текст интервью изданию “Таймер”.

1)    В массовом сознании анархизм воспринимается как хаос и безвластие. Объясните, пожалуйста, почему возник такой стереотип.

Возник, в первую очередь, потому что массовое сознание давно не формируется самостоятельно. Его формируют органы власти и «придворные» медиа в интересах власть имущих. Поэтому, если кто-то хочет обходиться без власти, он обязательно будет выставлен в негативном свете хаоса. С другой стороны, эти органы задают негативный смысл понятию «безвластия». Хотя в самом анархизме оно понимается, как отсутствие постороннего, принудительного управления. Безвластие – есть всеобщее самоуправление.

В то же время есть масса воспоминаний, например, анархиста Анатолия Горелика, как в период двоевластия 1917 г., когда была сломана централизованная машина контроля и пропаганды, в селах Левобережной Украины стихийно и повсеместно возникали органы взаимопомощи, - кооперативы, артели, коммуны. А в приемной бюро анархистов стояла очередь из делегаций сел с просьбой послать к ним «практикующих товарищей» (по-нашему, - технологов), чтобы помочь в становлении самоуправления.
Человек – существо социальное. И в ситуации, когда нет принудительного управления и военной угрозы, он естественным образом кооперируется с себе подобными для достижения общих целей. Это и есть конструктивная анархия.

Между тем, мы далеки от идеализации человеческой натуры. Разумеется, как тогда, так и сейчас, находятся силы, спекулирующие на идеях самоорганизации и самоуправления для своего обогащения. Что ж, это другая сторона общественных отношений, стремление поставить все благие порывы общества на службу личной выгоде. Но власть всегда пытается под предлогом борьбы с сорняками уничтожить и полезные всходы самоуправления, как угрозу своей монополии. А мы стараемся отделять зерна от плевел.

2)    Вы можете доступно рассказать, что сегодня представляет из себя украинский анархизм?

Смотря что вы имеете под этим ввиду. Как политическое движение, на современном этапе анархизм достиг пика в 2009-2013 гг., когда наша ПП «Союз анархистов Украины» проводила всеукраинские компании, в которых в один день выходили на улицы 25 ячеек от Мариуполя и Одессы до Киева и Сум. Причем, никакого крупного капитала за нами не стояло, всё проходило на принципах автономности организаций и самофинансирования. А кроме нас, была еще масса неформальных групп анархистов по всей стране, вплоть до Революционной конфедерации анархо-синдикалистов им. Махно с центром в Донецке и ультрас ФК «Арсенал» в Киеве.

Сейчас анархическое движение, как и левое в целом, загнано в подполье режимом крупного капитала, действующего террором ультраправых группировок. Но мы сопротивлялись больше других леваков, - уже при власти майдана активно участвовали в местных выборах 2014 и 2015 гг., проводили акции против тарифов, застройщиков, губернатора Саакашвили, в защиту побережья, выпускали на ТВ программы по низовому самоуправлению. И у нас до сих пор есть пара своих депутатов в сельсоветах под Винницей.

Но куда важнее, что есть огромный исторический, ментальный и технологический пласт украинского анархизма. Он берет начало в тайных профсоюзах 1905 г., в массовой социализации (передаче в собственность трудовых коллективов) предприятий и земли в 1917-1918 гг. Наконец, это махновское движение, строившее свою Южно-украинскую Безвластную трудовую федерацию на землях с населением 6-7 млн. чел., по тем временам, - среднего европейского государства.

Вся эта эпическая и массовая история нашла отклик в литературе и искусстве, отложилась легендами и песнями в памяти народной, дает обильный фактический материал, что наши люди склонны к самоуправлению и безвластию. А значит, всё это можно повторить вновь, на современных началах и с учетом прошлых ошибок.

3)    Скажите, пожалуйста, вы и ваша политическая сила постоянно пытается баллотироваться в различные местные и областные советы, однако отчего-то проигрываете. С чем это связано?

Мы вполне адекватны, понимаем состояние политической системы в Украине и объемы ресурсов, необходимых для победы на выборах. Но вы ошибаетесь, если думаете, что партии участвуют в избирательных кампаниях только ради получения мандатов.

Первым делом, для анархистов это пропагандистская трибуна. Мы проводим яркие кампании, всегда находящиеся в фокусе СМИ. И таким образом имеем возможность донести обществу свои идеи более эффективно и массово, чем в межвыборный период. Второе, - это мобилизация и расширение своих рядов. Кампания привлекает новых активистов, а старым придает мотивации. Наконец, и это главное, за неимением ресурсов для победы, мы используем выборы, как отрицательный отбор. Мы знаем, кого точно не хотим видеть у власти в городе и работаем на его поражение. В итоге, Гурвиц, Костусев и Боровик, против которых мы выступали, власть не получили или не сохранили. Не мы одни, конечно, работали на этот результат, но мы внесли существенную лепту.

4)    Одной из главных проблем Украины является чрезвычайная централизация особенно в бюджетной области. Международные силы, в частности – РФ, призывают к регионализации. В современных украинских реалиях это приведет к установлению неофеодального строя. Что по этому поводу думают анархисты и какую модель устройства страны они могут предложить?

Наша модель общественного устройства – анархическая федерация – подразумевает глубокую децентрализацию системы управления, вплоть до полного исчезновения принудительной власти. В анархической доктрине «власть», - это и есть принуждение, насильственное управление извне. Вместе с тем, всеобщее самоуправление «анархии» не отрицает необходимости координирующих органов городского, регионального, национального уровня. Принцип в том, что анархическое общество строится на полностью добровольных началах, снизу-вверх, без применения власти, то есть, без принуждения.

Применительно к нынешней украинской ситуации мы видим эффективным противовесом надвигающемуся неофеодализму массовый подъем самоорганизации и повсеместное создание органов низового самоуправления. Украинцы лишены практических навыков обустройства своей жизни без помощи власти. А без навыков нет и потребности их применять. И наоборот, когда наши граждане научатся взаимопомощи и станут более независимы от властей, они лучше станут понимать механизмы управления и выдвигать более качественные требования к феодальным кланам.

И вот, когда такая низовая активность начнет возникать не в отдельной Одессе или Киеве, а в каждом селе и квартале нашей страны, кланам придется договариваться со столь массовым движением, делиться с ним частью полномочий и ресурсов. Причем, опыт 1917 г. показывает, что растет оно достаточно быстро, в геометрической прогрессии, при наличии готовых технологий и свободной агитации за эти идеи. То есть, углубленная регионализация начнет переходить в коммунализацию, а низовое самоуправление ограничит произвол феодалов. В общем, здесь мы видим лишь повторение «коммунальной революции» XII в., когда синьорам противостояло движение вольных городов и ремесленных цехов, которое анархисты считают одним из своих предтеч.

5)    Украинское общество необычайно атомизировано и не способно к самоорганизации. Есть ли выход из этой ситуации?

Думаю, «необычайно», - это преувеличение. Вспомните, как быстро соседи организуются для блокады дорог, когда зимой нет света, а летом – воды. Вспомните, что лозунг самоорганизации был украден евромайданом для мобилизации масс. Но ультраправые извращали самоорганизацию до возможности выбрать вождя, чтобы слепо ему подчиняться. Хотя, какая потом самоорганизация, если тебя организуют сверху? Та же «Самопомощь» использует идеи кооперации и самоуправления, но в таком лукавом ключе, что самоуправляться можно в рамках национальной идеи. Хотя самоуправление не имеет этнических границ. Как можно давать права украинцам, но не давать его русским, болгарам, венграм? Это дискриминация и диктатура!

Для нас же здесь важно другое. Люди откликаются на призывы к самоорганизации и самоуправлению, как и 100 лет назад. Называйте это менталитетом или еще как, но образ «анархичной Украины» давно укоренился в истории и литературе. И я уверен, что эту огромную энергию можно пустить в конструктивное русло, направить на созидательные цели. Я даже думаю, что нет другого способа быстро поднять из руин нашу страну, чем заразить всех этим энтузиазмом свободного социального творчества. Необходимо лишь массовое внедрение технологий самоорганизации в эту благодатную почву.

Как это делать конкретно? Было много подобных опытов. Например, махновцы в своей федерации разрешили полную свободу слова и собраний при одновременном запрете создавать органы власти. Нет над тобой власти, - приходится строить самоуправление. Разумеется, сейчас такое невозможно. Но вполне реализуем режим наибольшего благоприятствования органам самоорганизации и низового самоуправления на уровне сельских и городских Советов. Такие решения можно продавить консолидированным нажимом общественности. Дальше – больше. 1917 г. показывает, что самоуправление нарастает, как снежный ком.

6)    Каким образом можно преобразовать Украину в анархическую республику? Есть ли какой-то план у вас и ваших коллег?

Ну, это конечная цель. Ведь ни коммунисты, ни либералы не обещают вам сразу реализацию своей идеальной модели общества, а лишь спустя переходный период. И мы не собираемся подгонять людей, педалировать самоуправление, загонять гражданское общество «железной рукой в светлое будущее». Наша программа подразумевает эволюционное вытеснение власти (читай, принуждения) и замену ее самоуправлением и свободным договором по мере привития украинцам соответствующих навыков, возникновения потребности их использовать.

Для этого мы обладаем набором пошаговых технологий. Нам просто недостает агитационных ресурсов и определенной поддержки. Но даже органы местного самоуправления боятся выпустить этого «джина». Вот, подавал я на последний конкурс муниципальных проектов план развития потребительской кооперации, - этакий «стартер», запускающий объединение одесситов для получения дешевых продуктов питания в наше тяжелое время. Но его зарубила конкурсная комиссия. Власть не готова к взаимодействию со сложными социальными организмами, она привыкла повелевать стадом.

Но повторюсь, что даже первый этап анархизации украинского общества, когда широкие массы граждан переберут на себя часть полномочий управления собственной жизнью, даст разительные результаты. Мы высвободим глубинную, в прямом смысле слова, ядерную энергию украинского общества, способную быстро восстановить нашу страну.

7)    Поговорим о мировом анархизме. Есть в мире страны, на которые можно равняться, создавая непосредственно анархическое государство?

Ну, анархическое государство – это все же оксюморон, мягко говоря, метафора. Можно говорить о переходной модели государства с большой долей безвластного самоуправления. Разумеется, анархических республик сегодня нет. Как не было буржуазных до Нидерландской революции, а социалистических, - до Октябрьской. Но и указанные республики не возникали на пустом месте, а строились на основе предыдущего опыта, соседних примеров и ростков нового строя внутри. В истории накоплен огромный материал безвластного самоуправления.

А из зарубежного опыта можно вспомнить, что первые израильские кибуцы основывались на коммунальных идеях Кропоткина. Близкие нам элементы находим в индийском городе Ауровиль, развивающимся под эгидой ЮНЕСКО, как альтернативная община будущего. Австралийский свободный город Нимбин. Многие годы в центре Копенгагена существовал анархический район, - «вольный город» Христиания. В Афинах целые кварталы контролируются анархистами. Все не упомнишь, - число эко-поселений и сквотов по миру исчисляется тысячами. Совсем недавно был восхитительный эксперимент, когда анархисты выиграли мэрские выборы и в 2010-2014 гг. управляли столицей Исландии Рейкьявиком.

Главное, понимать, что анархичность – это не далекое будущее или параллельная вселенная. В разной степени гражданской самостоятельности она существует здесь и сейчас, - в каждом удачном опыте обустройства собственной жизни без посторонних приказов, на добровольной основе. Наша задача – аккумулировать и распространить этот опыт, сделать его насущной потребностью широких масс населения.

8)    Какие политические силы являются союзниками украинских анархистов?

Любые партии и организации, продвигающие идеи децентрализации, самоуправления, гражданской взаимопомощи. Но не для избранных, не для сторонников своей нации или политической доктрины, а свободу, равную для всех.

9)    Как вы относитесь к сегодняшним политическим силам на Украине и как оцениваете так называемый «европейский курс» нашей страны. Есть ли будущее у нынешнего политического бомонда?

К правящему пулу майданных партий мы относимся отрицательно, так как именно их режим загнал в подполье левое движение и анархистов в том числе. Страна, опирающаяся только на правый политический спектр – это одноногий калека. А весь «европейский курс» этой власти сводится к тому, чтобы стать орудием против России в руках Запада. Естественно, что орудие должно быть крепким и заточенным. Поэтому все политические свободы свернуты, инакомыслие подавляется, а население выброшено за черту бедности, чтобы заработок на войне был привлекательным. Насчет будущего, - нынешняя майданная элита является абсолютно искусственной, держится только на поддержке извне, а внутри страны имеет рейтинг в 1-2%. Договорятся внешние игроки просто о честных и прозрачных перевыборах, - и она исчезнет туда, откуда пришла.


10)    Готов ли украинский народ к анархизму? Если нет, то как скоро это может произойти.

Морально готов давно. Практически, - со времен падения СССР наше общество прошло большой путь анархизации. В сравнении с полным огосударствлением того периода, теперь многие сферы жизни саморегулируются без постороннего вмешательства. Взросление общества, обретение им гражданской самостоятельности пошло. Нынешняя диктатура крупного капитала лишь катализирует этот процесс, на краю гибели давая понять, что граждане могут рассчитывать только на себя, свою взаимопомощь и самоуправление. И анархисты, как хранители этого опыта, всегда будут рядом, помогут массовому движению твердо встать на путь социального творчества, вооружат технологиями и комплексным мировоззрением самостоятельных людей.

http://timer-odessa.net/intervyu/vyacheslav_azarov_anarhizm_kak_vihod_iz_ukrainskogo_krizisa_995.html

назад