«Место силы» анархизма

Архивно-исторический квест. Несколько лет назад я нашел Государственном архиве Одесской области адрес последнего одесского анархиста – участника Январского восстания и установления Советской власти в городе – бойца анархической дружины легендарного Самуила Шварцбарда (убийцы Петлюры) Айзика Тарасюка. Посмотрел по карте – улица Больничная в пригороде Усатово, а всё не хватало времени туда доехать. 

Но и мучал вопрос: согласно документам дела, Тарасюк после сталинских лагерей и ссылки был полностью реабилитирован КГБ по статье «за отсутствием состава преступления», почему тогда поселился далеко на отшибе – в 1960-х гг. Усатово было пригородным селом? Вот, сегодня уже точно собрался поехать, но решил сначала посмотреть старые названия улиц. И точно, в 1950-60-е годы Больничной называлась старая известная Костецкая улица, теперь Генерала Ватутина на Ближней Молдаванке и совсем недалеко от меня.

Вообще Ближняя Молдаванка размером в несколько кварталов – «место силы» одесского и во многом всего русского анархизма. Здесь, на ул. Госпитальной, № 17 в январе 1905 г. была разгромлена полицией первая Одесская группа анархистов-коммунистов и одна из первых групп в империи, арестована «бабушка русского анархизма» Ольга Таратута. А через два двора в № 23 жил в тот момент 14-летний Моисей Винницкий и, понятно, там все люмпены друг друга знали. Так что кем мог вырасти сын биндюжника, как не анархистом?

Через полтора небольших квартала от этого места, на ул. Мясоедовской, № 24 располагался театр-иллюзион «Слон», где в 1918-19 гг. проводил вечера уже знаменитый анархист-налетчик Мишка-Япончик (прямо, как в сериале). И вот, в полутора кварталах от этого бывшего иллюзиона, но уже вверх по Госпитальной (теперь Б. Хмельницкого) – дом, где на 1967 г. доживал свой век последний из выживших одесских анархистов – Айзик Тарасюк.

Ну и лично для меня особая радость, что совсем близко от этого «места силы» родился и ваш покорный слуга. Причем, на 1967 г. последнего известия о Тарасюке, минимум 3 года мы с ним двигались по одним и тем же 2-3 улицам. Возможно, даже «встречались» рядом, на аллеях парка им. Ильича (Преображенского), где мать меня в коляске прогуливала. Для полного счастья осталось только найти его воспоминания про «Одесский Октябрь», о которых он пишет в указанном заявлении в КГБ.
назад
Любое полное или частичное использование материалов допускается только при прямой ссылке на первоисточник