На Западе левые традиционно поддерживают эмигрантов, как бесправный слой социума, наиболее восприимчивый к борьбе за социальное освобождение. Но как быть, если под «свободой» выходцы из архаичных обществ понимают пропаганду патриархального принуждения и неравенства, и пытаются выставить их соблюдение, как проявление своей свободы выбора? К чему это приводит, показали недавние беспорядки в пригородах Парижа, когда афро-арабская молодежь стала жечь машины в ответ на требование к их женщине снять паранджу, запрещенную к ношению в общественных местах.

Противоположной крайностью от самих европейцев видится навязывание Украине «анти-дискриминационного» закона в поддержку гомосексуализма, как обязательного условия подписания Ассоциации с Евросоюзом. Как это не дико звучит, но в современном мире одним приходится доказывать, что свобода – это не дозволенность закабаления, дискриминации или пропаганды гендерного неравенства, а другим, - что она не является и синонимом агитации за сексуальные отклонения, аналогично исламистам, трактуемой европейцами, как свобода самовыражения.

Эти два примера показывают, насколько легким стал сегодня переход левых к поддержке ценностей, традиционно относимых к правым, в виде естественного протеста против насаждения авторитарных ценностей иностранцами или, наоборот, разрушения семейных ценностей сексуальными меньшинствами. Но может сами активисты, не принимающие такие «свободы», являются недостаточно левыми? Однако в правом лагере существует тот же дрейф: массы националистической молодежи склоняются к автономизму и другим анти-иерархическим установкам. Можно обвинять и тех и других в недостаточной убежденности, верности своим канонам. А можно вспомнить классический пример превращения крайне левой идеологии анархизма в либертарианство, имеющее множество особенностей правой доктрины.

Жесткая борьба за власть в мире, где люди от власти устали, заставляет политиков парадоксально эклектизировать критерии социального освобождения, смазывать их, превращать в свою противоположность. Украинские неидеологические партии в своих программах давно и беспардонно микшируют правые и левые установки. В результате, когда они называли друг друга «фашистами», обе стороны могли апеллировать к признакам этой идеологии, присутствующим у оппонента. Налицо отмирание системы политических координат «правый-левый» в современном мире. Изменения социальной структуры и новые возможности коммуникации меняют людей и их потребности. Старая политика, как и способы ориентирования в ней, безвозвратно уходят в прошлое, а силы, продолжающие использовать эти ярлыки, только вводят людей в заблуждение.

Встает вопрос: чем можно заменить устаревшую систему координат? Либертарианство давно предложило взамен шкалы «правый-левый» универсальный показатель отношения к самоуправлению, - какой его процент та или иная сила оставляет обществу в случае прихода к власти. Ведь и левые и правые политические режимы одинаково показали свою склонность к тоталитаризму, к принуждении несогласных жить по их правилам. А уровень допустимого самоуправления неизбежно выводит претендентов на чистую воду. Во имя любых громких целей, «братства и равенства», «идеи нации» или «стабильности и порядка», если партия или политик не позволяют гражданам самим принимать решения касательно своей жизни, - это представители реакции, в какую бы часть устаревшего спектра они себя не помещали. Под любым знаменем эти силы продолжат выжимать из нас налоги, насаждать бюрократию и строить полицейское государство, защищающее их от собственного народа.

Выходом из замкнутого круга эклектических манипуляций видится появление в Украине местных коалиций, объединяющих ячейки партий и организации, причисляемые к разным сторонам старой шкалы «правый-левый». Яркий пример – движение «Генеральный протест» в Одессе, причиной объединения в которое стал фальшивый характер «местного самоуправления», чьи депутаты и чиновники вырубают зеленые зоны и разворовывают земли громады. «Условно левые» объединились с «условно правыми» для защиты реального самоуправления одесситов, их права самим создавать и диктовать управляющей организации перспективные планы развития своего города. Первая кампания этой право-левой коалиции закончилась победой, - отзывом с сессии грабительского проекта Генплана. Но когда горсовет протащил вырубку сквера и отвод земли под очередной супермаркет на месте бывшего кинотеатра «Вымпел», движение вновь собрало свои силы и завтра, 27 июля выходит на защиту зеленой зоны.

На примере Одессы, Лисичанска и других городов, где создаются аналогичные право-левые коалиции для решения местных проблем, можно видеть, что самоуправление становится новым фактором, способным объединить расколотое украинское общество. Все политические условности надобщинных целей, задаваемые разными идеологиями, отступают на задний план, когда граждане объединяются для защиты своей среды обитания. Из таких солидарных действий в защиту своей конкретной «малой родины» и рождается настоящее самоуправление громад. И, возвращаясь к началу этой статьи, уже сами члены громады, а не бюрократы с политического олимпа будут решать, какие обычаи и социальные установки приемлемы для их сообщества.

Именно такая основа должна быть у модной сегодня идеи «пересоздания государства». Для нас это не технология возвращения во власть с «черного хода», что просматривается у экс-министров и отставных нардепов, пропагандирующих такую идею. В ней мы видим единственную возможность договориться на равных всем гражданам Украины, создать систему социального управления наиболее добровольную и приемлемую для всех. Только так, снизу вверх, самоуправляющиеся общины неизбежно и обязательно станут объединяться в общую страну. Ведь никакая вольная громада не захочет уйти в соседнее государство, которое мигом ликвидируют ее самоуправление. А, значит, наши города и поселки будут вынуждены сосуществовать в рамках единой страны, заключить взаимовыгодный союз, уважающий внутренние установки каждого из них.
назад
Любое полное или частичное использование материалов допускается только при прямой ссылке на первоисточник