Нельзя недооценивать мощь современной медиа-политической системы. Если прорежимные СМИ в Украине формируют имидж левого движения в целом, как возврата к тоталитаризму и нищете в худшие периоды СССР, то борьба за массовое сознание на том же поле без равновесного арсенала медиа будет левыми неизменно проиграна. Но только, если по старинке участвовать в лобовом столкновении, поднимать на щит «научный социализм» с непонятными для обывателя посылами или героев социалистического прошлого, которых шельмует правящий режим крупного капитала. Для возрождения левого мировоззрения нужно уходить на другие уровни.

Это мы хорошо усвоили за 16 лет попыток поднять анархическое движение в нашей стране. Постсоветская Украина старательно переняла от СССР все пропагандистские штампы против анархизма. И в 1999 г. мы с трудом собрали со всей страны лишь 42 активиста на Учредительный съезд. С началом майданных протестов 2000-х гг. наши лозунги и историю пыталась использовать националистическая оппозиция. Но только как средство борьбы с «неправильной» властью, «антиукраинскими» режимами Кучмы и Януковича. И, напротив, как только к власти приходили националисты, мы, первым делом, начинали терять ячейки в Западной Украине.

В массе своей люди, пришедшие в анархизм на волне раскрученного протеста, в душе оставались конформистами. И, с изменением пропагандистского вектора от критики правительства к «разбудове державы», они, оставаясь анархистами, оказывались во враждебной среде, - на работе, в кругу друзей и даже дома, - где бы ни высказывали свои взгляды. И никакие доводы о том, что новый режим так же не терпит самоуправления и защиты социальных прав, не помогали. В реальности же очень немногие граждане способны выдержать враждебность окружающего общества ради сохранения политических взглядов. То же происходит теперь с левым движением в целом. Этому не надо сокрушаться, но принимать, как данность и делать выводы.

Наконец, уроком последнего времени стала невозможность массового социального протеста, не обеспеченного организационными, медийными и другими ресурсами. В Украине нет мощных независимых профсоюзов, давно нет по-настоящему левых партий, не являющихся рычагом влияния крупного капитала на массы. А сами граждане, не сорганизованные между собой и не приученные к самостоятельной защите своих трудовых и социальных прав, не спешат собираться на митинги, опасаются рисковать работой и здоровьем при неясных перспективах успеха. Они предпочитают поодиночке бороться за выживание, поэтому неизбежно проигрывают.

В результате осмысления данных реалий мы пришли к выводу, что наилучший путь привлечения украинцев к движению, - это показать простым людям повседневную пользу левых практик: здесь и сейчас. Для этого не нужна упаковка громких лозунгов и узнаваемых символов, на которые режим устанавливает блокаду в мозгу обывателя. Наоборот, надо зачистить наши идеи от пропагандистских напластований, до самых основ. Для нас левое движение в своей основе эгалитарно и является стремлением к развитию самоуправления масс, без диктата хозяев и властей.  Из чего мы заключили, что важны не ярлыки, а навыки, позволяющие людям развивать самоорганизацию и самоуправление, от которых они неизбежно придут к левым идеям социального освобождения.

Очень много о модной нынче самоорганизации населения говорят различные грантовые программы зарубежных фондов. Но знакомство с их публикациями и общение с активистами «третьего сектора» нам показали, что для прозападной профессиональной общественности это, в общем, пустые формулы, заклинания от работодателей, смысл которых они до конца не осознают. У них нет пошаговых инструкций, как начинать, что это даст, какова будет реакция сообщества, как выходить на следующий уровень. Эти люди бесконечно далеки от реальной практики того, что пропагандируют за деньги, для них это просто чужая вселенная.

В таком контексте, на первый план возрождения левого движения выходят не начитанные теоретики и схоластические дискуссии, а практикующие технологи, способные очистить фундаментальные идеи и конвертировать их в непосредственную работу по созданию базиса на местах. В наших реалиях становление низового территориального самоуправления вызывает меньшее сопротивление режима крупного капитала, чем самоуправление производственное. Поэтому с него и надо начинать. Продумывать технологические ходы и психологические приемы, как преодолеть обывательскую апатию и недоверие, как заинтересовать людей в результатах социального эксперимента, пробудить в них лучшие коллективистские качества.

Обязательное условие, - жильцам должно быть выгодно самоуправление, жизненно необходимо, как способ взаимной поддержки в тяжелые времена. Иначе в атмосфере системного кризиса они не станут напрягаться и тратить на это время ради любопытства, отнимая его у своих близких и поисков пропитания. Поэтому мы продвигаем такие технологии, что облегчают жизнь обычным людям. Например, «простое товарищество» позволяет уменьшить оплату за ЖКХ или «банк времени» дает обмениваться услугами при отсутствии денег, а потребительский кооператив, - сэкономить на оптовой закупке продуктов. Но первым делом в наше смутное время поддержку получила идея самообслуживания населения в сфере общественной безопасности.

Падение уровня жизни и рост цен при обнищание широких масс неизбежно приводят к социальному напряжению и росту мелкой преступности. Квартирные и автомобильные кражи, грабеж на улицах в виде срыва цепочек или отъема телефонов, вандализм, громкая музыка и пьяные компании по ночам. Ответом на такие вызовы стал наш проект «Домовая самоохрана». Это социальная инициатива, когда соседи договариваются о взаимопомощи на случай указанных происшествий и выходят с гражданскими патрулями на охрану своего дома/квартала.

Самоохрана была распространена в период двоевластия 1917 г. И к такой форме защиты своих кварталов Одесса вернулись зимой 2014 г., когда в столице бушевал Евромайдан, а регионы погружались в беспорядки. В январе-марте в городе действовали около 30 ячеек Домовой самоохраны от районов Черемушек и Молдаванки до Центра и поселка Котовского. Активисты предупреждали квартирные кражи и погром ночных ларьков, хулиганство и уличный грабеж, взломы припаркованных машин и скандальные кампании. Между делом самоохрана расчищала снег в пешеходных зонах и выталкивали застрявшие автомобили. А один раз в пургу даже спасла от замерзания подвыпившего поэта.

Разумеется, мы не ставили целью подменять милицию. Необходимость самоохраны аргументировалась тем, что случаи хулиганства в нашем городе могут за сутки исчисляться тысячами. И все должны понимать, что милиция не приедет решать ваши бытовые проблемы. А, главное, к участию в проекте жильцов подвигали простые рекомендации, как с помощью небольших и даже приятных усилий, получить возможность чувствовать себя маленьким героем, защитником своей семьи и дома. При этом снижению мелкой преступности в кварталах действия проекта способствовали даже не столкновения с нашими патрулями, а слухи, что вечерами там ходят взрослые мужчины с собаками.

Важно, что проект был аполитичным, не привязанным ни к какой партийной идеологии, что снижало недоверие к нему. Но по факту люди занимались левой практикой, возвращали себе контроль над своей средой обитания. И уже на этой базе возникшего доверия в малых сообществах можно было создавать потребительский кооператив и даже кассу взаимопомощи, чтобы сообща уклоняться от удара кризиса.

Домовая самоохрана стала одним из быстрых способов обретения навыков самостоятельности. Психологически она приучает жильцов относиться ответственно, по-хозяйски к пространству своего малого сообщества, вырабатывает их солидарность. Кроме уборки снега, самоохрана постепенно стала выполнять функции и экологической инспекции, - следить, чтобы не ломали зеленые насаждения и не выбрасывали мусор в неположенных местах. А отсюда – один шаг до субботников по благоустройству своей территории. Так ваш квартал станет ухоженным.

Близким к самоохране является социальный контроль за поведением детей и подростков во дворе и на улице. Что с успехом опробовали некоторые ячейки на Молдаванке, проводя разъяснительные беседы с молодежью. А с усилением общественного воспитания неизбежно вырастает и уважение. Так, спустя некоторое врем мы планировали совершенно преобразить свою среду обитания, как с материальной, так и с моральной точки зрения.

В перспективе проект подразумевал, что из Домовой самоохраны таким образом вырастит полноценное низовое самоуправление граждан, не входящее в бюрократическую структуру горсовета, а оформленное в виде самостоятельных общественных организаций. Дом за домом такие инициативы должны были сплетаться в сети кварталов и районов. Критическая масса таких проявлений соседской взаимопомощи создаст пространство реальной общественной безопасности. Куда не сунутся воры и хулиганы, где ваши дети не попадут под дурное влияние, где не страшно будет оставить на ночь машину.

Наконец, в рамках договоренностей патрулей самоохраны о взаимопомощи с ночными магазинами и автостоянками в своих кварталах уже велись беседы о кооперации малого бизнеса. После чего мы собирались перейти к агитации за профсоюзы и элементы производственного самоуправления. Ведь гражданам, освоившим навыки взаимопомощи и создания безопасной среды обитания намного легче и естественнее перейти к обустройству своего рабочего места и защите трудовых прав в целом.

К сожалению, уже в апреле 2014 г. наш проект пошел на спад. В Одессе началось массовое противостояние сторонников Евромайдана и «Куликова поля», закончившееся трагедией 2 мая. После чего в городе установился достаточно жесткий режим, пресекавший любую самодеятельность, вешая на нее ярлык «сепаратизма».

Но с послаблением режима к лету 2015 г. мы начали восстанавливать проект «Домовая самоохрана». На местном телеканале Глас удалось даже создать два выпуска образовательной программы «Социальная взаимопомощь» с пошаговыми инструкциями, как возрождать соседскую солидарность и создавать ячейку самоохраны. Мы сохраняем уверенность, что именно самоорганизация общества снизу, обретение навыков самоуправления и создание его низовых независимых структур, - это тот путь, который приведет к появлению основательного и неавторитарного левого движения в Украине.
назад
Любое полное или частичное использование материалов допускается только при прямой ссылке на первоисточник