В период оранжевого режима уже предпринимались попытки вынести махновскую тему на уровень государственной политики. Причем, бюрократически топорно: министр внутренних дел Луценко финансировал фестиваль «День Независимости с Махно» и ставил памятник Батьке. Отчего тот, без сомнения, переворачивался в гробу. Тогда же была поднята волна националистической приватизации Нестора Ивановича, превращения его в своеобразного борца за украинскую государственность. В личном общении один из авторов этого проекта рассматривал такие манипуляции с Махно, как элемент оранжевого похода на Юго-Восток, украинизации русскоязычных регионов.
Националистам чужды идеи Махно, то, за что он сражался. Батька должен был исполнять для них роль приманки, клейкой ленты, на которую прилипнут малограмотные обыватели. Разумеется, анархисты негативно отнеслись к такой фальсификации образа своего вдохновителя. В 2006-2008 гг. мы выступали в медиа с критикой пресловутого Махно-феста, выходили с протестами, распространяли листовки на мероприятиях лже-махновцев, а автор этих строк даже написал работу «Моя махновщина» об истинных взглядах Батьки и идеологов движения на национальный вопрос и социальное строительство.
Когда же под конец оранжевого режима возникла мода присваивать звание «Герой Украины» всяким «сакральным постатям», мы обратились к президенту Ющенко с просьбой не награждать этим званием Батьку, так как официальное геройство – есть инструмент государственной политики. «Наша просьба тем более аргументирована, что Нестор Иванович боролся за реальное народное самоуправление, а не политическое самозванство, в результате которого всякая группа шарлатанов может объявлять себя выразителями воли Всея Украины, и протаскивать под этой вывеской свои узкоклановые интересы», - говорилось в заявлении.
Но следует ли из этого, что анархисты и шире, - все украинские граждане, понимающие смысл махновщины, должны вовсе отказаться от героизации Батьки? Ничего подобного. Мы не приемлем использования Махно, как объекта манипуляций или выхолощенной восковой фигуры в пантеоне идейно чуждых ему «постатей». Батька же в роли помощника современным преобразованиям украинского общества – актуален, как никогда. Опять же, акцент героизации на военной стороне махновского движения порождает политические спекуляции на тему продолжения повстанческой борьбы с «москалями» и «петлюр̍ой», и только разжигает национальную вражду в Украине. Акцент героизации на социальном проекте махновцев, их опыте общественного строительства, наоборот, объединяет общество в борьбе за самоуправление.
Как указывал сам Нестор Иванович, «свобода и независимость Украины совместимы только со свободой и независимостью населяющего ее трудового народа, без которого Украина ничто». В это был весь Батька, цель его жизни. Поэтому возобновление кампании по героизации Махно должно сопровождаться широкой дискуссией о том, за что боролись махновцы, о социальном творчестве его движения и организационной форме махновского самоуправления – Вольных Советах.
Больше того, герой – это пример для подражания. То есть, продолжения усилий Батьки и его товарищей в деле социального освобождения, построения вольной организации украинского общества, основанной на прямой демократии, сплошной выборности и федеральном принципе. Вспомним, что главным детищем махновского движения стала Безвластная трудовая федерация. Поэтому одной дискуссии мало. Адаптация к современности махновских идей и социальных экспериментов – вот достойная задача для исследователей и технологов, политиков и гражданских активистов, поддерживающих идею героизации Батьки. Разумеется, тут важно не оторваться от реальности.
И еще один ключевой аспект. Уже широкая дискуссия по махновскому движению откроет забытую истину, что «украинский проект» не является монополией националистов. Таких проектов несколько. И махновское понимание Вольной Украины имеет глубокие корни в менталитете населения большой части нашей страны. Дискуссия выяснит, что коренным, так сказать «от сохи», украинским крестьянам вполне свойственен интернационализм. А шовинизм и разжигание национальной розни они считали заговором против единства трудового народа. Героизация Батьки с соблюдением такого контекста отсечет от его имени националистические манипуляции и позволит сплотить вокруг данной темы широкие слои многонационального населения Украины.
назад
Создан:
03 Февраля 2013
Опубликован:
03 Февраля 2013
Раздел:
постижение анархии -
практика
В период оранжевого режима уже предпринимались попытки вынести махновскую тему на уровень государственной политики. Причем, бюрократически топорно: министр внутренних дел Луценко финансировал фестиваль «День Независимости с Махно» и ставил памятник Батьке. Отчего тот, без сомнения, переворачивался в гробу. Тогда же была поднята волна националистической приватизации Нестора Ивановича, превращения его в своеобразного борца за украинскую государственность. В личном общении один из авторов этого проекта рассматривал такие манипуляции с Махно, как элемент оранжевого похода на Юго-Восток, украинизации русскоязычных регионов.
Националистам чужды идеи Махно, то, за что он сражался. Батька должен был исполнять для них роль приманки, клейкой ленты, на которую прилипнут малограмотные обыватели. Разумеется, анархисты негативно отнеслись к такой фальсификации образа своего вдохновителя. В 2006-2008 гг. мы выступали в медиа с критикой пресловутого Махно-феста, выходили с протестами, распространяли листовки на мероприятиях лже-махновцев, а автор этих строк даже написал работу «Моя махновщина» об истинных взглядах Батьки и идеологов движения на национальный вопрос и социальное строительство.
Когда же под конец оранжевого режима возникла мода присваивать звание «Герой Украины» всяким «сакральным постатям», мы обратились к президенту Ющенко с просьбой не награждать этим званием Батьку, так как официальное геройство – есть инструмент государственной политики. «Наша просьба тем более аргументирована, что Нестор Иванович боролся за реальное народное самоуправление, а не политическое самозванство, в результате которого всякая группа шарлатанов может объявлять себя выразителями воли Всея Украины, и протаскивать под этой вывеской свои узкоклановые интересы», - говорилось в заявлении.
Но следует ли из этого, что анархисты и шире, - все украинские граждане, понимающие смысл махновщины, должны вовсе отказаться от героизации Батьки? Ничего подобного. Мы не приемлем использования Махно, как объекта манипуляций или выхолощенной восковой фигуры в пантеоне идейно чуждых ему «постатей». Батька же в роли помощника современным преобразованиям украинского общества – актуален, как никогда. Опять же, акцент героизации на военной стороне махновского движения порождает политические спекуляции на тему продолжения повстанческой борьбы с «москалями» и «петлюр̍ой», и только разжигает национальную вражду в Украине. Акцент героизации на социальном проекте махновцев, их опыте общественного строительства, наоборот, объединяет общество в борьбе за самоуправление.
Как указывал сам Нестор Иванович, «свобода и независимость Украины совместимы только со свободой и независимостью населяющего ее трудового народа, без которого Украина ничто». В это был весь Батька, цель его жизни. Поэтому возобновление кампании по героизации Махно должно сопровождаться широкой дискуссией о том, за что боролись махновцы, о социальном творчестве его движения и организационной форме махновского самоуправления – Вольных Советах.
Больше того, герой – это пример для подражания. То есть, продолжения усилий Батьки и его товарищей в деле социального освобождения, построения вольной организации украинского общества, основанной на прямой демократии, сплошной выборности и федеральном принципе. Вспомним, что главным детищем махновского движения стала Безвластная трудовая федерация. Поэтому одной дискуссии мало. Адаптация к современности махновских идей и социальных экспериментов – вот достойная задача для исследователей и технологов, политиков и гражданских активистов, поддерживающих идею героизации Батьки. Разумеется, тут важно не оторваться от реальности.
И еще один ключевой аспект. Уже широкая дискуссия по махновскому движению откроет забытую истину, что «украинский проект» не является монополией националистов. Таких проектов несколько. И махновское понимание Вольной Украины имеет глубокие корни в менталитете населения большой части нашей страны. Дискуссия выяснит, что коренным, так сказать «от сохи», украинским крестьянам вполне свойственен интернационализм. А шовинизм и разжигание национальной розни они считали заговором против единства трудового народа. Героизация Батьки с соблюдением такого контекста отсечет от его имени националистические манипуляции и позволит сплотить вокруг данной темы широкие слои многонационального населения Украины.