Думаю, не вызовет особых возражений тезис о том, что глубокое подполье политической организации при отсутствии массовых репрессий в обществе, - есть признак бессилия и тупика. Именно в таком положении оказались украинские анархисты на рубеже тысячелетий. Кучмовский режим 1994-2004 гг. был, безусловно, авторитарен. Но это был мягкий авторитаризм, не идущий ни в какое сравнение с палачами наших предшественников в СССР 20-х или Испании 40-х гг. ХХ века. А, значит, отсутствие массовой анархической деятельности, при наличии в стране людей, объявляющих себя анархистами, есть признак немощности движения, неспособности увлечь широкие слои населения не столько идеей, сколько практикой борьбы. И, как результат, сползание к террористически-уголовному и субкультурному вырождению анархизма.
Не хочу сказать, что мои коллеги, члены Союза анархистов Украины (САУ), являются какими-то идейными фанатиками, готовыми немедленно променять на борьбу за идеалы анархизма свое социальное положение, пожертвовать благополучием себя и своих близких и, тем более, отдать за это жизнь. С нашей точки зрения, подобное позерство присуще людям, которые в реальности ничего делать не хотят и не умеют. А мы хотим и умеем. Правда, создавая «проект САУ», мы самоопределились, как индивидуалисты и сторонники частной собственности. Однако, коллективист-коммунист или индивидуалист-капиталист – это больше самоопределение в принципах и конечной цели, имеющее мало общего с практической повседневностью. В реале же правые анархисты вполне могут выступать вместе с левыми против диктата крупного олигархического капитала. И, разумеется, против любых проявлений коррупции и авторитаризма. Анархистов слишком мало, чтобы уже сейчас начинать делить наследство неубитого государства. Другой вопрос: как выступать?
Архаичный террор или его современный лайт-вариант: битье стекол в ратушах и офисах ТНК нами не приветствуются. В нынешних условиях динамитная война с государством, - провокация, лишь развязывающая руки власти для подавления свободомыслия. Хулиганство же для нас является дискредитацией великой анархической философии. И, выходит, что из всего «джентльменского набора» анархистов сейчас перспективно использовать только протестные акции. Однако протесты сами по себе никакого стратегического результата не приносят. Столетняя практика анархических демонстраций показала, что анархисты неизбежно оказываются «подносчиками снарядов», наивной массовкой, обеспечивающей приход новой власти, иногда более авторитарной, чем предшествующая. И неважно, за что они боролись, важно, что они выбороли для себя и общества.
Таким образом, в итоге вычитания всех неприемлемых методов, успешной анархической мы посчитали такую деятельность, которая надежно и закрепляемо освобождает индивида от властной зависимости (увеличивает его самостоятельность), а социум от отношений власти-подчинения (исключает принуждение из общественного договора). Но эти задачи в современной Украине возможно решить лишь путем постепенного, эволюционного разгосударствления, в том числе анархизации (либерализации) законодательства. Ведь, если анархическая революция не может сразу привести к безвластию (см. Демонтаж), то анархистам неизбежно придется участвовать в создании новых правил общежития, это безвластие приближающих. А это означает нормотворческую деятельность анархистов в Советах.
Эволюционность анархизации для нас важна и по другой причине. У Боба Блейка есть замечательное наблюдение: «История анархизма это история беспримерных поражений и жертв, и в то же время анархисты чтят своих замученных предшественников с патологической преданностью, которая способна навести на подозрения о том, что анархисты, как и все остальные, считают, что хороший анархист - мертвый анархист». Но это в прошлом веке тем более славили армию, чем больше потерь она понесла за «святое дело». В новой военной доктрине потери в живой силе – показатель профнепригодности полководца. Важно не столько выполнить задачу (попытку можно повторить), сколько сохранить своих солдат. Соответственно, и в САУ во главу угла ставиться сохранение и преумножение действующих анархистов. Не сидящих по тюрьмам (вот глупость-то) за наивно-вредительское хулиганство, а действующих постоянно, целенаправленно и методично. И остающихся неуязвимыми для государства. Это может обеспечить лишь легальная эволюционнистская деятельность.
Критерий анархичности
Ортодоксальное крыло нашего движения твердит, что такая практика не является анархической и, следовательно, мы не анархисты. У нас другое видение критериев анархичности. Будет наша деятельность реально анархизировать (разгосударствлять) социум и общественное сознание, - значит она анархическая. И, напротив, - если любые «традиционно анархические» акции спровоцируют лишь укрепление власти, - никаким анархизмом они не являются. Реальные достижения анархизации общества – главный и единственный критерий анархичности той или иной практики. И никакие «пыльные кодексы» анархизма не могут нас ограничить в поиске путей и средств. Каким же путем пойдет в дальнейшем анархическое движение – предложенным нами или анархо-коммунистическим – покажет самоопределение граждан. Главное, что движение это будет именно анархическим.
Весь этот мой «оправдательный» монолог прицела САУ на Советы (меркантильного и властолюбивого, как утверждают наши оппоненты) нарывается на один естественный вопрос: а что, нельзя эффективно анархизировать общественное сознание и добиваться разгосударствления общества, одновременно не пачкаясь о властные механизмы? Ответственно заявляю: эффективно – нельзя. Можно лишь из года в год нести «тяжкий крест непонимания обывателей» и строить анархические отношения в какой-нибудь замкнутой и малочисленной организации. И подобное исключение будет лишь утверждать общественное мнение в правоте правила власти. Возьмем анархизацию сознания. Все эффективные механизмы влияния на массовое сознание уже давно и успешно эксплуатируются властью, прямо или косвенно подчинены ей. И побороть власть на этом поле борьбы за ментальность можно лишь двумя способами.
Первый опробован буквально вчера, в ходе подготовки и проведения оранжевой революции. На иностранные средства выстраивается альтернативная иерархия политических, предпринимательских и информационных организаций, которая при поддержке постоянного внешнеполитического давления на местный режим укрепляется настолько, что способна режим этот сбросить. Думаю, нет нужды особо доказывать, что никакая внешнеполитическая сила не вложится в создание мощной анархической антисистемы в Украине. Кажется, и нет особой нужды объяснять, что на энтузиазме и свободолюбии сограждан никакой достойной альтернативы пропагандистской машине государства создать невозможно. Тем более, ни один здравомыслящий бизнесмен не станет давать серьезные деньги на нелегальную анархическую организацию. Его-то и на легальную раскрутить очень трудно.
Способ второй, - по возможности использовать властный арсенал влияния для антиэтатической пропаганды. Разумеется, не все СМИ откроют свои объятья, если анархист станет депутатом. Но уже сама постановка вопроса, что перед журналистами явный избранник достаточно большого количества граждан, выступающих не за лучшую власть, а за принципиальный отказ от нее, поначалу откроет для депутата-анархиста многие СМИ. Просто ввиду скандальности ситуации. А дальше, - уже вопрос компетентности и актуальности самого депутата-анархиста: насколько он сможет поддерживать интерес общественности к нашим идеям (что повышает рейтинг издания и делает анархиста желанным гостем). И насколько виртуозно он сумеет пропагандировать анархизм, не нарываясь при этом на цензуру.
Наконец, нельзя забывать главный критерий электорального выбора: если какие-то граждане выбрали своим представителем анархиста, значит они, как минимум анархизма уже не пугаются (немалое достижение), а, как максимум, - видят именно в анархической программе избранника концепцию улучшения своей жизни. Проходная планка в Раду (если снять барьеры), - около 60 тыс. голосов, в горсовет миллионного города, - порядка 30 тыс. Будем пренебрегать таким количеством людей, связывающих свое будущее с анархией?! Ну, а не пройдет анархист в Совет, и взятки гладки. Не пачкаешься о властные механизмы. Зато использовал предвыборную кампанию, как легальный (!) источник анархической пропаганды. Заодно и узнал, насколько граждане восприимчивы к анархизму, и что надо сделать для увеличения этого порога.
В поисках эффективности
Намечающийся поход САУ в Советы совсем не отсебятина или бездумное калькирование романтического опыта анархистов 1917-20 гг. Подобная практика обоснована в анархо-индивидуализме теоретически. Как замечал Алексей Боровой, «индивидуалистический анархизм не только допускает право, как результат соглашения общины, но угрожает даже серьезными наказаниями тем, кто попытается нарушить такую правовую норму». А где есть норма, должно быть и нормотворчество. Просто нормы (законы) бывают разными. Ведь, вряд ли кто-нибудь из анархистов станет оспаривать необходимость закона против загрязнения окружающей среды. Напротив, многие захотят его улучшить, сделать более радикальным и требовательным (!). Но это и есть нормотворчество!
Говоря об отброшенных нами старых анархическим практиках, я намеренно не упомянул строительство всевозможных альтернативных безвластных общин, общественных организаций, социальную помощь и образовательную деятельность анархистов. Созидательная деятельность этих людей достойна уважения. Но она могла бы быть намного эффективнее, если бы организаторы данных общин отбросили предрассудки и способствовали продвижению своих проектов путем работы в местных Советах. Я уже неоднократно приводил экономический пример индикативного планирования. Власть хочет развивать на данной территории то или иное производство, - она локально снимает с данного бизнеса налоги, наделяет его льготами. Предпринимателям выгодно и производство развивается. Так сделайте локальный эксперимент безвластного общежития, если не выгодным, то хотя бы ненаказуемым и комфортным. Есть свободные экономические зоны? Сделайте свободную социальную!
Мне довольно смешно и неловко перечислять все выгоды (для меня абсолютно очевидные) присутствия анархистов в регламентирующих органах. Но, быть может, главный смысл нахождения анархистов в Советах, - это служить беспрестанным возбудителям сомнений. Нет ничего убийственней для общества, чем рутина и косность. Традиционный подход: революция победила, реформы одержали верх, - и можно успокоиться, перейти к обыденной работе. Это и есть поражение и смерть. Постоянный поиск и обновление, - вот основа и смысл жизни! А посему только анархисты, подвергающие критике любую, даже самую либеральную власть, будут неизбежным катализатором самокритичности Советов, их вечным стимулятором поиска новых путей разгосударствления, самоограничения, реализации народовластия, переходящего в безвластие. Ведь, как верно заметил совсем не анархист И. Гете, «Лучшее правительство то, что учит нас управлять самими собой».
И все вместе: поддержка избирателей, депутатский доступ к СМИ, возможность анархизирующего нормотворчества, - создадут мощное и вполне «конституционное» движение к эволюционному разгосударствлению. Анархисты перестанут быть изгоями и мучениками идеи, а станут, наконец, гужевыми лошадьми социальной эволюции. Оно, конечно, скучнее ряженных шествий и наркотика революции. Но неизмеримо полезнее, гуманнее и устойчивее. Однако, коль скоро, парламентские выборы 2006 в Украине будут проходить исключительно по партийным спискам, единственной возможностью широкого анархического похода в Советы всех уровней является прохождение по спискам САУ. И, несмотря на все наши разногласия с левыми анархистами, мы готовы предоставить им эту возможность. Какого бы толка анархист не прошел в Совет, все-таки он будет анархистом. А это для нас главное.
И еще одно замечание по поводу смены анархической стратегии, которую мы предлагаем. Революционная концепция анархизма отдавала какой-то детской непосредственностью возмущения и гнева, наивной прямотой, в то же время скатывающейся к дикому неприятию инакомыслия, чужой социальной концепции. В сравнении с ней эволюционный анархизм – это, несомненно, взросление движения и его философии, замена детского желания мордобоя на кропотливую и изнурительную работу по переубеждению оппонента, его исправлению изнутри. Безусловно, эволюционный анархизм есть так же уважение к противному мнению, анархическая интеллигентность. Мне кажется, что работа анархистов в Советах, - это не только созидательный труд, но и воспитание терпимости, без которого невозможна коренная перестройка насквозь этатического социума.
Не уверен, что мы все уж делаем правильно. Что, например, анархисты сами-то готовы к исправлению общества. Но я и мои коллеги, - однозначные противники страусиной политики. Лучше сожалеть об ошибках, которые допустил, чем о возможностях, которые упустил.
назад
Создан:
01 Апреля 2005
Опубликован:
01 Апреля 2005
Раздел:
постижение анархии -
практика
Данный материал написан в обоснование назревшей необходимости похода в Советы широкого фронта анархистов всех направлений на украинских выборах марта 2006 г.
Почему эволюция?Думаю, не вызовет особых возражений тезис о том, что глубокое подполье политической организации при отсутствии массовых репрессий в обществе, - есть признак бессилия и тупика. Именно в таком положении оказались украинские анархисты на рубеже тысячелетий. Кучмовский режим 1994-2004 гг. был, безусловно, авторитарен. Но это был мягкий авторитаризм, не идущий ни в какое сравнение с палачами наших предшественников в СССР 20-х или Испании 40-х гг. ХХ века. А, значит, отсутствие массовой анархической деятельности, при наличии в стране людей, объявляющих себя анархистами, есть признак немощности движения, неспособности увлечь широкие слои населения не столько идеей, сколько практикой борьбы. И, как результат, сползание к террористически-уголовному и субкультурному вырождению анархизма.
Не хочу сказать, что мои коллеги, члены Союза анархистов Украины (САУ), являются какими-то идейными фанатиками, готовыми немедленно променять на борьбу за идеалы анархизма свое социальное положение, пожертвовать благополучием себя и своих близких и, тем более, отдать за это жизнь. С нашей точки зрения, подобное позерство присуще людям, которые в реальности ничего делать не хотят и не умеют. А мы хотим и умеем. Правда, создавая «проект САУ», мы самоопределились, как индивидуалисты и сторонники частной собственности. Однако, коллективист-коммунист или индивидуалист-капиталист – это больше самоопределение в принципах и конечной цели, имеющее мало общего с практической повседневностью. В реале же правые анархисты вполне могут выступать вместе с левыми против диктата крупного олигархического капитала. И, разумеется, против любых проявлений коррупции и авторитаризма. Анархистов слишком мало, чтобы уже сейчас начинать делить наследство неубитого государства. Другой вопрос: как выступать?
Архаичный террор или его современный лайт-вариант: битье стекол в ратушах и офисах ТНК нами не приветствуются. В нынешних условиях динамитная война с государством, - провокация, лишь развязывающая руки власти для подавления свободомыслия. Хулиганство же для нас является дискредитацией великой анархической философии. И, выходит, что из всего «джентльменского набора» анархистов сейчас перспективно использовать только протестные акции. Однако протесты сами по себе никакого стратегического результата не приносят. Столетняя практика анархических демонстраций показала, что анархисты неизбежно оказываются «подносчиками снарядов», наивной массовкой, обеспечивающей приход новой власти, иногда более авторитарной, чем предшествующая. И неважно, за что они боролись, важно, что они выбороли для себя и общества.
Таким образом, в итоге вычитания всех неприемлемых методов, успешной анархической мы посчитали такую деятельность, которая надежно и закрепляемо освобождает индивида от властной зависимости (увеличивает его самостоятельность), а социум от отношений власти-подчинения (исключает принуждение из общественного договора). Но эти задачи в современной Украине возможно решить лишь путем постепенного, эволюционного разгосударствления, в том числе анархизации (либерализации) законодательства. Ведь, если анархическая революция не может сразу привести к безвластию (см. Демонтаж), то анархистам неизбежно придется участвовать в создании новых правил общежития, это безвластие приближающих. А это означает нормотворческую деятельность анархистов в Советах.
Эволюционность анархизации для нас важна и по другой причине. У Боба Блейка есть замечательное наблюдение: «История анархизма это история беспримерных поражений и жертв, и в то же время анархисты чтят своих замученных предшественников с патологической преданностью, которая способна навести на подозрения о том, что анархисты, как и все остальные, считают, что хороший анархист - мертвый анархист». Но это в прошлом веке тем более славили армию, чем больше потерь она понесла за «святое дело». В новой военной доктрине потери в живой силе – показатель профнепригодности полководца. Важно не столько выполнить задачу (попытку можно повторить), сколько сохранить своих солдат. Соответственно, и в САУ во главу угла ставиться сохранение и преумножение действующих анархистов. Не сидящих по тюрьмам (вот глупость-то) за наивно-вредительское хулиганство, а действующих постоянно, целенаправленно и методично. И остающихся неуязвимыми для государства. Это может обеспечить лишь легальная эволюционнистская деятельность.
Критерий анархичности
Ортодоксальное крыло нашего движения твердит, что такая практика не является анархической и, следовательно, мы не анархисты. У нас другое видение критериев анархичности. Будет наша деятельность реально анархизировать (разгосударствлять) социум и общественное сознание, - значит она анархическая. И, напротив, - если любые «традиционно анархические» акции спровоцируют лишь укрепление власти, - никаким анархизмом они не являются. Реальные достижения анархизации общества – главный и единственный критерий анархичности той или иной практики. И никакие «пыльные кодексы» анархизма не могут нас ограничить в поиске путей и средств. Каким же путем пойдет в дальнейшем анархическое движение – предложенным нами или анархо-коммунистическим – покажет самоопределение граждан. Главное, что движение это будет именно анархическим.
Весь этот мой «оправдательный» монолог прицела САУ на Советы (меркантильного и властолюбивого, как утверждают наши оппоненты) нарывается на один естественный вопрос: а что, нельзя эффективно анархизировать общественное сознание и добиваться разгосударствления общества, одновременно не пачкаясь о властные механизмы? Ответственно заявляю: эффективно – нельзя. Можно лишь из года в год нести «тяжкий крест непонимания обывателей» и строить анархические отношения в какой-нибудь замкнутой и малочисленной организации. И подобное исключение будет лишь утверждать общественное мнение в правоте правила власти. Возьмем анархизацию сознания. Все эффективные механизмы влияния на массовое сознание уже давно и успешно эксплуатируются властью, прямо или косвенно подчинены ей. И побороть власть на этом поле борьбы за ментальность можно лишь двумя способами.
Первый опробован буквально вчера, в ходе подготовки и проведения оранжевой революции. На иностранные средства выстраивается альтернативная иерархия политических, предпринимательских и информационных организаций, которая при поддержке постоянного внешнеполитического давления на местный режим укрепляется настолько, что способна режим этот сбросить. Думаю, нет нужды особо доказывать, что никакая внешнеполитическая сила не вложится в создание мощной анархической антисистемы в Украине. Кажется, и нет особой нужды объяснять, что на энтузиазме и свободолюбии сограждан никакой достойной альтернативы пропагандистской машине государства создать невозможно. Тем более, ни один здравомыслящий бизнесмен не станет давать серьезные деньги на нелегальную анархическую организацию. Его-то и на легальную раскрутить очень трудно.
Способ второй, - по возможности использовать властный арсенал влияния для антиэтатической пропаганды. Разумеется, не все СМИ откроют свои объятья, если анархист станет депутатом. Но уже сама постановка вопроса, что перед журналистами явный избранник достаточно большого количества граждан, выступающих не за лучшую власть, а за принципиальный отказ от нее, поначалу откроет для депутата-анархиста многие СМИ. Просто ввиду скандальности ситуации. А дальше, - уже вопрос компетентности и актуальности самого депутата-анархиста: насколько он сможет поддерживать интерес общественности к нашим идеям (что повышает рейтинг издания и делает анархиста желанным гостем). И насколько виртуозно он сумеет пропагандировать анархизм, не нарываясь при этом на цензуру.
Наконец, нельзя забывать главный критерий электорального выбора: если какие-то граждане выбрали своим представителем анархиста, значит они, как минимум анархизма уже не пугаются (немалое достижение), а, как максимум, - видят именно в анархической программе избранника концепцию улучшения своей жизни. Проходная планка в Раду (если снять барьеры), - около 60 тыс. голосов, в горсовет миллионного города, - порядка 30 тыс. Будем пренебрегать таким количеством людей, связывающих свое будущее с анархией?! Ну, а не пройдет анархист в Совет, и взятки гладки. Не пачкаешься о властные механизмы. Зато использовал предвыборную кампанию, как легальный (!) источник анархической пропаганды. Заодно и узнал, насколько граждане восприимчивы к анархизму, и что надо сделать для увеличения этого порога.
В поисках эффективности
Намечающийся поход САУ в Советы совсем не отсебятина или бездумное калькирование романтического опыта анархистов 1917-20 гг. Подобная практика обоснована в анархо-индивидуализме теоретически. Как замечал Алексей Боровой, «индивидуалистический анархизм не только допускает право, как результат соглашения общины, но угрожает даже серьезными наказаниями тем, кто попытается нарушить такую правовую норму». А где есть норма, должно быть и нормотворчество. Просто нормы (законы) бывают разными. Ведь, вряд ли кто-нибудь из анархистов станет оспаривать необходимость закона против загрязнения окружающей среды. Напротив, многие захотят его улучшить, сделать более радикальным и требовательным (!). Но это и есть нормотворчество!
Говоря об отброшенных нами старых анархическим практиках, я намеренно не упомянул строительство всевозможных альтернативных безвластных общин, общественных организаций, социальную помощь и образовательную деятельность анархистов. Созидательная деятельность этих людей достойна уважения. Но она могла бы быть намного эффективнее, если бы организаторы данных общин отбросили предрассудки и способствовали продвижению своих проектов путем работы в местных Советах. Я уже неоднократно приводил экономический пример индикативного планирования. Власть хочет развивать на данной территории то или иное производство, - она локально снимает с данного бизнеса налоги, наделяет его льготами. Предпринимателям выгодно и производство развивается. Так сделайте локальный эксперимент безвластного общежития, если не выгодным, то хотя бы ненаказуемым и комфортным. Есть свободные экономические зоны? Сделайте свободную социальную!
Мне довольно смешно и неловко перечислять все выгоды (для меня абсолютно очевидные) присутствия анархистов в регламентирующих органах. Но, быть может, главный смысл нахождения анархистов в Советах, - это служить беспрестанным возбудителям сомнений. Нет ничего убийственней для общества, чем рутина и косность. Традиционный подход: революция победила, реформы одержали верх, - и можно успокоиться, перейти к обыденной работе. Это и есть поражение и смерть. Постоянный поиск и обновление, - вот основа и смысл жизни! А посему только анархисты, подвергающие критике любую, даже самую либеральную власть, будут неизбежным катализатором самокритичности Советов, их вечным стимулятором поиска новых путей разгосударствления, самоограничения, реализации народовластия, переходящего в безвластие. Ведь, как верно заметил совсем не анархист И. Гете, «Лучшее правительство то, что учит нас управлять самими собой».
И все вместе: поддержка избирателей, депутатский доступ к СМИ, возможность анархизирующего нормотворчества, - создадут мощное и вполне «конституционное» движение к эволюционному разгосударствлению. Анархисты перестанут быть изгоями и мучениками идеи, а станут, наконец, гужевыми лошадьми социальной эволюции. Оно, конечно, скучнее ряженных шествий и наркотика революции. Но неизмеримо полезнее, гуманнее и устойчивее. Однако, коль скоро, парламентские выборы 2006 в Украине будут проходить исключительно по партийным спискам, единственной возможностью широкого анархического похода в Советы всех уровней является прохождение по спискам САУ. И, несмотря на все наши разногласия с левыми анархистами, мы готовы предоставить им эту возможность. Какого бы толка анархист не прошел в Совет, все-таки он будет анархистом. А это для нас главное.
И еще одно замечание по поводу смены анархической стратегии, которую мы предлагаем. Революционная концепция анархизма отдавала какой-то детской непосредственностью возмущения и гнева, наивной прямотой, в то же время скатывающейся к дикому неприятию инакомыслия, чужой социальной концепции. В сравнении с ней эволюционный анархизм – это, несомненно, взросление движения и его философии, замена детского желания мордобоя на кропотливую и изнурительную работу по переубеждению оппонента, его исправлению изнутри. Безусловно, эволюционный анархизм есть так же уважение к противному мнению, анархическая интеллигентность. Мне кажется, что работа анархистов в Советах, - это не только созидательный труд, но и воспитание терпимости, без которого невозможна коренная перестройка насквозь этатического социума.
Не уверен, что мы все уж делаем правильно. Что, например, анархисты сами-то готовы к исправлению общества. Но я и мои коллеги, - однозначные противники страусиной политики. Лучше сожалеть об ошибках, которые допустил, чем о возможностях, которые упустил.
1 апреля 2005г.